Милла, моргни, если тебя держит в заложницах Пол У. С. Андерсон.
6 марта в российский прокат вышел фильм «В потерянных землях» Пола У. С. Андерсона (не путать с Полом Томасом Андерсоном и Уэсом Андерсоном). Как и во многих предыдущих работах режиссёра, главную роль сыграла его жена Милла Йовович. Компанию ей составил Дэйв Батиста.
Сюжет основан на коротком одноимённом рассказе Джорджа Р. Р. Мартина — автора «Песни льда и пламени», по которой сняли сериал «Игра престолов». В экранизации к фэнтези-истории добавили темы постапокалипсиса и много экшена, нарисовав всё окружение на игровом движке Unreal Engine.
Неизвестно, какого эффекта хотел добиться Андерсон, но в итоге получился абсолютно нескладный фильм, наполненный клише и пафосными фразами. Смотреть такое кино немного стыдно, но зато очень смешно.
О фильме «В потерянных землях»
- Оригинальное название: In the Lost Lands.
- Страна производства: Германия, Канада, США.
- Жанр: боевик, фантастика.
- Дата выхода: 6 марта 2025 года.
- Длительность: 1 час 41 минута.
- Режиссёр: Пол У. С. Андерсон.
- В главных ролях: Милла Йовович, Дэйв Батиста, Арли Жовер, Амара Окереке, Фрэйзер Джеймс.
Сюжет
Действие разворачивается в постапокалиптичном мире. Служители религиозного культа хотят повесить ведьму Серую Элис, которая умеет создавать иллюзии. Но колдунья сбегает, после чего где-то селится и начинает принимать гостей, выполняя за плату их желания и подчёркивая, что не может никому отказать.
Однажды к Элис приходит Меланж — молодая жена местного правителя — и просит, чтобы ведьма дала ей возможность превращаться в волчицу. Та соглашается. Следом к ней заглядывает телохранитель Меланж и просит, чтобы Элис не выполняла предыдущий заказ. Та снова соглашается.
В итоге ведьма находит крутого парня по имени Бойс, который ещё и тайно спит с правительницей, и отправляется с ним в Затерянные земли. Там они должны найти и убить оборотня, чья шкура даст Меланж новые способности. Однако за парой гонятся служители религиозного культа, когда-то мечтавшие повесить Элис.
В сюжете фильма лучше не искать логику
Бывают картины, происходящее в которых трудно описать. В этом их изначальная задумка: попробуйте пересказать синопсис «Корпорации „Святые моторы“» или «Шины» людям, не знакомым с творчеством Леоса Каракса или Кантена Дюпьё.
Но говорить о вестернах и роуд-муви обычно максимально просто: все едут от точки к точке, выполняя по ходу действия какие-то миссии, — прямо как в играх, которые так любит экранизировать Андерсон.
Вот только попытка даже кратко пересказать «В потерянных землях» — задача невыполнимая, потому что в фильме огромное количество деталей и элементов. И даже посмотрев кино до конца, невозможно толком понять, какие из них имели смысл и заслуживают упоминания.
В основу истории лёг рассказ Джорджа Р. Р. Мартина, написанный ещё в 80‑х. В нём буквально 10 страниц текста — скелет истории с Меланж и путешествием за оборотнем. К этому сценарист Константин Вернер, выкупивший права на экранизацию ещё до появления «Игры престолов», и Пол У. С. Андерсон начали добавлять всё больше и больше деталей. И, кажется, не сумели вовремя остановиться.
Создатели будто бы подумали: «А что, если мы возьмём вестерн „Два мула для сестры Сары“, замешаем его с постапокалипсисом и оранжевым цветофильтром „Безумного Макса“, добавим щепотку интриг из „Дюны“ и приправим сказками братьев Гримм? Чего же не хватает? Рыцарей-крестоносцев, конечно!»
На самом деле даже из этой адской смеси могло получиться что-то интересное. Но авторам то ли не хватило времени рассказать обо всех элементах, то ли они просто поленились. По сути, зрители не знают ровно ничего ни об этом мире, ни о ком-то из персонажей.
Можно даже не объяснять, почему рухнула цивилизация — постапокалипсис вполне это допускает. О героях говорят двумя строчками: Элис за что-то не любят церковники, Бойс — любовник чуть ли не всех женщин, которых показывают в этом фильме, в пустыне живут какие-то мутанты с непонятными силами.
Хуже дела только с частью, посвящённой правителям. Тут Андерсон, видимо, подсматривал идеи в «Дюне». Но решил, что все интриги можно рассказать за пять минут экранного времени: правитель лежит во дворце, дизайн которого украден у Ханса Руди Гигера, и мочится под себя, а его молодая жена спит со всеми подряд.
Церковники вроде бы хотят её свергнуть. Но оказывается, что их всех можно просто перерезать — и почему раньше этого не сделали? И даже если как-то всё уложить в голове, то совершенно непонятно, откуда в финале берётся революция. А, это уже из концовки «Дороги ярости».
Хотя, справедливости ради, стоит упомянуть, что самый идиотский сюжетный поворот пришёл не из фантазий Андерсона и Вернера, а из оригинального рассказа. Ведь вопрос, зачем всё это нужно Бойсу, остаётся без ответа. Как и само желание королевы стать волчицей.
Режиссёр пытается сделать из фильма «В потерянных землях» игру
Пол У. С. Андерсон сделал себе имя, экранизируя известные видеоигры. Он то переносил знакомых персонажей и движения на экран в «Смертельной битве», то перепридумывал историю с новыми героями в «Обители зла». Кажется, режиссёр сильно проникся идеей найти баланс между миром кино и ощущением компьютерной игры.
Вот только за прошедшие годы индустрия шагнула далеко вперёд, а Андерсон продолжает снимать так же, как и 20 лет назад. В итоге компьютерная игра Monster Hunter Wilds выглядит гораздо более живой и «киношной», чем фильм «Охотник на монстров». И это при том, что режиссёр снимал картину на реальных локациях, а не только в студии.
Вероятно, решив полностью погрузиться в компьютерные миры, Андерсон и его команда смоделировали весь антураж «В потерянных землях» на игровом движке Unreal Engine. Получилось нечто странное.
О реалистичности компьютерной графики в фантастическом кино можно спорить бесконечно. И, наверное, авторы даже правы: пейзажи создают заранее, актёрам теперь не приходится играть на зелёном или синем фоне, поэтому они увереннее чувствуют себя в обстановке, да и освещение получается более реалистичным.
Однако во всём этом совершенно нет меры, вкуса и хоть какой-то логики. «В потерянных землях» выглядит просто набором сцен в разных местах: есть дворец, обязательно в форме черепа, заброшенная электростанция или что-то похожее, где почему-то зажигается свет — уж не рычащие ли монстры-мутанты её обслуживают?
Одна из локаций завешана хрустальными люстрами, а переправляться герои будут через Реку Черепов (спойлер, там на дне лежат черепа). И, конечно, раз речь идёт о постапокалипсисе, нужно сделать всё в цвете сепия днём и синим ночью. Андерсон упоминал, что в плане визуального ряда ориентировался на полотна Иеронима Босха. Но, как метко заметили в одном из западных обзоров, он скорее ссылался на Марка Ротко.
Подобная безвкусица могла бы быть вполне допустима в качестве кат-сцен в игре. Вот только между ними обычно есть какое-то основное действие. Здесь же дают просто полтора часа подобных картинок, созданных на компьютере.
Фильм «В потерянных землях» возвращает в детство
«Уж лучше 2 часа смотреть в стену» — так автор этой статьи четыре года назад озаглавил рецензию на предыдущий фильм тандема Андерсон — Йовович. Это действительно была первая фраза, которую я написал в рабочий чат после просмотра «Охотника на монстров». От новой картины ощущения совсем другие: на пресс-показе люди вовсю хихикали, а на выходе из зала весело обсуждали происходящее.
Почему два похожих и одинаково неудачных фильма вызывают настолько разные ощущения, объяснить трудно. Но это поймут зрители старше 30, а то и 40 лет. Представьте, что вы учитесь в средней школе, какой-то одноклассник приносит вам видеокассету с новым боевиком и с восторгом рассказывает, насколько крутой это фильм. А теперь главное:
«В потерянных землях» напоминает даже не сам фильм с видеокассеты, а его пересказ 13-летним школьником.
Вы где-нибудь видели ружьё, стреляющее змеёй с двумя головами? Хотя нет, оно не стреляет вообще ничем, змея на нём просто висит и иногда прыгает на врагов. А как вам фуникулёр, на который подвешен старый школьный автобус? Или сцена, где ведьма Элис пешком убегает от паровоза и прыгает с обрыва, а весь поезд в необоснованно затянутом слоу-мо улетает в пропасть?
Но и это ещё не предел: на героев нападает толпа преследователей, одетых как средневековые крестоносцы, а возглавляет их женщина в новеньких очках Ray Ban. Ну и напоследок представьте, что дерутся человек-волк и ведьма-ворона, а в это время камера фокусируется на улетающих вдаль старых механических часах.
Это было бы не так странно и смешно, если бы отдельные сцены связывали между собой хоть сколько-то внятными объяснениями. Хотя бы текстом, пусть это и считается не лучшим приёмом для кино. Однако и разговоры в новой картине не менее безумны.
В «Охотнике на монстров» Андерсон придумал, как справиться с плохими диалогами — там персонажи вовсе не общались. Теперь можно вспомнить почему. В новом фильме герои не разговаривают — они просто кидают друг другу пацанские цитаты:
— Я ищу мужчину, который обращается в зверя.
— Все мужчины звери.
— Но не все они чудовища.
Это лишь один из типичных диалогов в фильме. И даже не самый стыдный.
В какой-то момент захочется неожиданно процитировать легендарную фразу из «Дня радио»: «Полный бред, но как рассказывает». И вот тут станет понятно, что «В потерянных землях» заслуживает просмотра.
Казалось, что настолько хулиганское и стилизованное под плохие боевики кино сейчас может снимать только Макс Шишкин со своим «Последним Ронином» и прочие независимые авторы. А тут знаменитый 60-летний режиссёр снова заставит вас почувствовать себя школьниками, а в финальной сцене в голове невольно заиграет музыка из «Неуловимых мстителей».
«В потерянных землях» даже трудно назвать полноценным фильмом. Это странный набор сцен, созданных по большей части на компьютере. В происходящем трудно найти хоть какую-то логику, а про мир и героев просто забывают рассказать.
Но удивительно, что при этом картину не скучно смотреть: гротеск и безумие происходящего вряд ли увлекут всерьёз, но хотя бы рассмешат и заставят комментировать действие прямо в кинотеатре. А для чего мы ещё смотрим такое кино, если не для веселья?
Что ещё почитать 🔥11 самых ожидаемых боевиков 2025 года«Обезьяна» — экранизация Стивена Кинга, которая превратилась в комедию«Клинер»: бледная копия «Крепкого орешка», где разговоров больше, чем дракБольше надежд нету! «Кончится лето» — трогательный якутский триллер с Юрой БорисовымОбложка: кадр из фильма «В потерянных землях»