20.03.2025

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

Новый фильм от режиссёра «Паразитов» предлагает неожиданный взгляд на клонирование и колонизацию.

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

28 февраля в мировой прокат вышел долгожданный фильм «Микки-17». Премьеру картины Пон Джун Хо несколько раз переносили: сначала из-за забастовок, потом — из-за длительного постпродакшена и перемонтажа.

На фоне гремевших на весь мир «Паразитов» этого же режиссёра новый фильм кажется более «тихим». Его представили на менее популярном Берлинском кинофестивале, а не в Каннах, да и после релиза критики лишь сдержанно хвалят новинку. Притом что «Микки-17» — англоязычное кино с голливудскими звёздами, а предыдущую работу снимали с корейскими актёрами.

Всё это не значит, что на фильм не стоит обращать внимания. «Микки-17» — отличная сатира, в которой хулиганский юмор сочетается с гуманистическим посылом и критикой капитализма. А Роберт Паттинсон умудряется сыграть две разные роли.

О фильме «Микки-17»

  • Оригинальное название: Mickey 17.
  • Страна производства: США.
  • Жанры: фантастика, комедия, приключения.
  • Дата выхода: 15 февраля 2025 года. 
  • Длительность: 2 часа 19 минут.
  • Режиссёр: Пон Джун Хо.
  • В главных ролях: Роберт Паттинсон, Наоми Аки, Марк Руффало, Тони Коллетт, Стивен Ян, Майкл Монро.

Сюжет

В недалёком будущем Микки Барнс вместе со своим другом влез в авантюру и теперь должен денег весьма неприятным личностям. Чтобы спастись от кредиторов, парни нанимаются в космическую экспедицию, которую организовал политик и бизнесмен Кеннет Маршалл. Цель путешествия — колонизация ледяной планеты Нифльхейм. 

Микки записывается на первую попавшуюся должность, куда нет очереди из желающих. Так он становится «расходником» — человеком, на котором ставят всевозможные эксперименты, чтобы уберечь остальных. Когда такой работник умирает, учёные печатают на 3D-принтере клона, загружают в него все воспоминания и несчастный продолжает страдать. 

Только 17‑й версии Микки удаётся не погибнуть на новой планете от местных вирусов. Зато на него нападает местное существо — крипер. Приятель, будучи уверенным, что очередного «расходника» съедят, бросает его в пещере. Но Микки-17 выживает, возвращается на базу и обнаруживает, что Микки-18 уже напечатали. По закону в таком случае обоих клонов нужно уничтожить, поэтому оба Микки решают прятаться. Однако дальше всё запутывается ещё сильнее.

«Микки-17» неожиданно раскрывает фантастические темы

Пон Джун Хо не в первый раз переносит на экраны необычные произведения. Его наиболее известная голливудская работа — «Сквозь снег» по одноимённому графическому роману французских авторов. В этом произведении люди были вынуждены жить в огромных поездах, которые ездят по замёрзшей Земле.

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

Теперь режиссёр взял за основу книгу американца Эдварда Эштона с совсем другой идеей: здесь в основе темы колонизации и клонирования. Но любопытно, что между двумя фильмами нетрудно заметить родство: Пон Джун Хо снова говорит о печальном будущем человечества и отправляет героев в вечную зиму, только в этот раз на другой планете.

Технологии в фильме чем-то напоминают «Чужого» и прочие невесёлые картины про будущее. Люди, конечно, колонизируют новый мир, но они живут в тесных каютах и вынуждены экономить еду. Обстановка на корабле скорее напоминает старый завод: отовсюду идёт пар, торчат трубы и ездят роботы, похожие на мусорные баки. Увы, это выглядит более реалистичным, чем стерильная чистота «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика.

На клонирование Пон Джун Хо тоже смотрит скорее с грустью. Во многих фильмах и сериалах часто говорят о моральной составляющей вопроса: можно ли считать копии полноценными людьми и отдельными личностями или они лишь дополнение к оригиналу? 

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

В «Микки-17» об этом упоминают только в самом начале. На Земле фантастическую технологию запрещают, чтобы избежать споров. Но для бизнеса она полезна — в полёте можно создавать клонов. На корабле процесс становится чем-то привычным, а где-то даже и раздражающим. 

Режиссёр неслучайно добавил персонажу десяток смертей — книга Эдварда Эштона называлась «Микки‑7». Это дало лишнюю возможность показать, что каждую следующую копию героя принимают всё более безучастно. Поначалу клонирование кажется чудом и вокруг персонажа крутится толпа врачей, которые проверяют его состояние. Спустя время новые версии Микки начинают рождаться практически в одиночестве: учёным уже плевать на их комфорт, ведь всё равно очередной клон скоро умрёт.

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

Происходящее в фильме возвращает к нашей реальности: то, что ещё вчера выглядело чудом техники или медицины, сегодня воспринимается буднично. Неужели скоро мы так же равнодушно будем относиться и к клонированию?

Социальная сатира в фильме переходит в комедию

Актуальная для Южной Кореи, да и многих других стран, тема расслоения общества поднимается во многих работах Пон Джун Хо. И в «Сквозь снег», и в «Паразитах» персонажи из низшего класса пробираются в мир элиты. 

Мало того, режиссёр очень любит разделять уровни жизни даже визуально: в поезде богачи в головных вагонах пируют, пока в хвосте бедняки вынуждены поедать переработанных насекомых, а в зажиточном доме персонажи из подвала поднимаются на верхние этажи по лестнице.

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

«Микки-17» говорит о социальности даже слишком прямо, склоняясь к комедийному гротеску. Кеннет Маршалл в исполнении Марка Руффало выглядит более комичным, чем элита из «Сквозь снег». Карикатурный политик бросает популистские лозунги, забывая и путая слова. Жене Илфе, которую играет Тони Коллетт, постоянно приходится ему подсказывать. Богачи продолжают наслаждаться роскошью, пока остальные участники экспедиция выживают в ужасных условиях. 

Бизнесмен озабочен лишь своим имиджем и удобствами, используя Микки-17 для рекламы и тут же проводя на нём опыты с искусственным мясом. Нетрудно догадаться, на каких реальных личностей намекает режиссёр. Хотя сцена с покушением — удивительное совпадение, ведь картину снимали задолго до известных событий в США.

Но Пон Джун Хо, как и в предыдущих фильмах, не делает бедняков идеально положительными персонажами. В «Паразитах» вообще трудно понять, кого автор критикует больше. В «Микки-17» и простые члены экспедиции грубо относятся к «расходнику» — даже друг бросает очередного клона в трудной ситуации. 

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

Микки буквально раз за разом умирает ради других, но это превращает персонажа Паттинсона не в героя, а в изгоя. Раз он сам себя не уважает и не бережёт — заботиться о чувствах смертника не нужно вовсе. Всем лишь любопытно, что он ощущает в момент смерти.

Режиссёр даже Микки делает не самым приятным героем: в оригинальном романе он был учёным, оказавшимся без работы; в фильме это просто бездельник с преступным прошлым, который хочет сбежать от кредиторов. Его трудно назвать образцом для подражания. Столкнувшись, две версии Микки в первую очередь пытаются убить друг друга и лишь потом начинают договариваться. То есть он буквально жесток к самому себе. 

Это могло бы выглядеть пугающе, если бы не было так смешно. Как и в «Паразитах», Пон Джун Хо даёт актёрам от души похулиганить. Марк Руффало и Тони Коллетт играют абсолютно пародийных героев. В идиотизме Маршалла можно даже заметить отголоски самовлюблённого Дункана из «Бедных-несчастных». 

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

Больше всего простора получает Роберт Паттинсон: Микки-17 и Микки-18 — два персонажа, которые различаются по характерам и поведению. Дёрганый и неуклюжий клон соседствует на экране с более брутальным и напористым. 

Не зря другой знаменитый корейский режиссёр, Пак Чхан Ук, говорил, что Паттинсона можно было бы номинировать на награды как за главную, так и за второстепенную роль. Микки-17 и Микки-18 действительно самостоятельные герои, которые ещё и конфликтуют друг с другом.

Фильм «Микки-17» говорит о человечности

Если продолжать параллели с предыдущими работами Пон Джун Хо, то в плане гуманистического посыла «Микки-17» во многом продолжает тему «Окчи», в которой девочка спасала своего друга — огромную свинью. Антураж другой планеты нужен в новой картине, чтобы показать наглое вмешательство человечества то ли в природу, то ли в другие культуры. 

Главными врагами колонистов становятся криперы — животные, похожие на огромных тихоходок. Когда Микки сталкивается с монстром, то думает, что он тут же его сожрёт. Потом криперов объявляют главной опасностью и планируют с ними бороться. Хотя они ни разу не проявили агрессию по отношению к людям. И вообще-то, именно человечество вторглось в их дом, а не наоборот. 

«Микки-17» — хулиганская космическая антиутопия с раздвоенным Робертом Паттинсоном

Это отчасти неожиданно роднит «Микки-17» то ли со вторым «Аватаром», где люди на другой планете охотились на разумных китов, то ли с необычной трактовкой «Звёздного десанта», где главными злодеями оказывались вовсе не жуки.

Конечно, задумку «Микки-17» трудно назвать оригинальной. Но Пон Джун Хо и не старается подать фильм сложнее, чем он есть, — для этого и нужна комедийность. Он просто снова демонстрирует, что люди чаще всего сами себе враги. Туповатый капиталист одинаково жесток как к инопланетным монстрам, так и к своей же команде; любую новую территорию колонисты считают своей собственностью, а местных существ — врагами.

Главное достоинство «Микки-17» — его осознанная несерьёзность. Пон Джу Хо развлекает зрителей историей маленького человека, который хочет вырваться из бесконечного цикла жестокости и превращается в более смелую версию себя. Но за всем этим прячется безжалостная сатира на общество, где даже бессмертие становится лишь удобным механизмом для очередного капиталиста.

Рецензии на новинки 🔥Богачам не поздоровится. «Крушение мира» — новая социальная сатира от автора «Платформы»«Мелочи жизни» с Киллианом Мёрфи — камерная драма про секреты маленького городка, которую нельзя пропускать«В потерянных землях» — нескладный, но смешной боевик с Миллой Йовович по рассказу Джорджа Мартина «Клинер»: бледная копия «Крепкого орешка», где разговоров больше, чем драк«Обезьяна» — экранизация Стивена Кинга, которая превратилась в комедиюОбложка: кадр из фильма «Микки-17»