Маньяка играет сын Джека Николсона Рэй, суперзвезду — «королева крика» Самара Уивинг. Сюжет основан на реальной истории.
1 мая в российский прокат выходит фильм «Ночь с психопатом». Самара Уивинг сыграла в нём поп-звезду Софию, которой одержим Пол — сталкер с ментальными проблемами в исполнении Рэя Николсона.
Картину по собственному сценарию поставил режиссёр-дебютант Джимми Уорден, автор нашумевшего в 2023 году хоррора «Кокаиновый медведь». Там нанюхавшийся порошка гризли превратился в кровожадного маньяка-убийцу и преследовал туристов.
«Ночь с психопатом» Уорден написал даже раньше — в 2020 году сценарий попал в «Чёрный список» лучших неэкранизированных сценариев года. Вот каким получился фильм по столь многообещающей истории.
О фильме «Ночь с психопатом»
- Оригинальное название: Borderline.
- Страна производства: США.
- Жанр: триллер, комедия.
- Дата выхода: 1 мая 2025 года.
- Длительность: 1 час 35 минут.
- Режиссёр: Джимми Уорден.
- В главных ролях: Самара Уивинг, Рэй Николсон, Эрик Дэйн.
Сюжет
Действие происходит в Лос-Анджелесе 90‑х. София — суперпопулярная, успешная и богатая поп-дива. Пол — её преданный фанат-сталкер с пограничным расстройством личности. Однажды он появляется на пороге дома звезды, чтобы сделать ей предложение руки и сердца. Однако встречает только Белла, телохранителя Софии. Белл получает ранение ножом в живот, а Пол отправляется на принудительное лечение.
Проходит полгода. Телохранитель возвращается на работу, София заводит бойфренда и нанимает ещё одного охранника. Пол тем временем сбегает из психушки, прихватив новых знакомых — маньячку Пенни и огромного силача Джея. Вместе они направляются к дому Софии, чтобы сыграть-таки свадьбу.
Сценарий основан на правдивой истории, но показывает её максимально оторванно от реальности
Как и в случае с «Кокаиновым медведем», при написании «Ночи с психопатом» Уорден вдохновлялся невероятной историей из жизни. Основой для первого фильма послужил идиотический случай, произошедший в 1985 году в штате Теннесси. Медведь объелся контрабандными наркотиками, которые сбросили в пустыне торговцы, и трагически погиб. Уорден раскрутил из этого странного, но не особо захватывающего события провокационный и китчевый ужастик про медведя-убийцу.
В своём втором сценарии и режиссёрском дебюте он использовал тот же приём. В основу легла история певицы Мадонны и её сталкера. В 1995 году Роберт Дьюи Хоскинс забрался в дом артистки по отвесной стене. Он утверждал, что Мадонна — его жена, и угрожал её зарезать. Хоскинса подстрелил телохранитель. Преступник отправился в тюремную лечебницу, но вскоре сбежал и почти сразу был пойман. В «Ночи с психопатом» герой, прототипом которого стал Хоскинс, всё же добирается до объекта своего обожания после побега.
Благодаря фантазии Уордена эта мрачная история сумасшедшей одержимости превращается в абсурдную чёрную комедию и парад безумия. Режиссёр придумывает сталкеру буйных помощников, расширяет линию телохранителя и доводит сюжет до дикой кульминации —свадьбы.
При этом по фильму невозможно понять, в каком именно году происходят события. Время обозначается в начальных титрах, но привязки к историческому контексту в кадрах нет совсем. Единственным атрибутом 90‑х становятся проводные телефоны и отсутствие смартфонов, а как следствие — невозможность позвать на помощь в любую минуту.
В фильме слишком много второстепенных персонажей и отступлений, которые мешают основной истории
История о сталкере в основе предполагает, что картина будет напоминать игру в «кошки-мышки»: маньяк нападает, жертва обороняется, и наоборот. Как ни странно, в «Ночи с психопатом» этого противостояния практически нет.
Вместо того чтобы сфокусироваться на линии двух главных героев, Уорден добавляет огромное количество сюжетных ответвлений и побочных персонажей. И это с хронометражом всего в полтора часа. В итоге у него просто не хватает времени на развитие и основной, и второстепенных линий. Иерархия сюжетов стирается, а фильм превращается в набор гэгов, чередующихся со взрывами жестокого насилия.
Значительную часть картины занимают пролог и экспозиция. Сталкер добирается до дома своей жертвы только во второй половине фильма. Казалось бы, сейчас-то и начнётся самое интересное, но нет. У Николсона и Уивинг катастрофически мало совместных сцен. Мучить жертву Пол поручает своей помощнице — карикатурной буйной сумасшедшей Пенни. Она может и It’s All Coming Back to Me Now Селин Дион исполнить на фортепиано, а может и забить битой до смерти.
В какой-то момент в повествование непонятно зачем вмешиваются дочь телохранителя и её соседка-няня. Роль последней так и остаётся неясной, ведь у героини почти нет слов, а смысла в её присутствии ещё меньше.
Также важным участником событий становится парень Софии — Роудс, аллюзия на бойфренда Мадонны, баскетболиста Денниса Родмана. Но он сыграет свою роль только в финале, так что на протяжении фильма вынужден будет просто присутствовать где-то на заднем фоне или лежать в отключке.
Фильм похож на череду комических сценок, ему не хватает логики и стиля
Какофония — принципиальный выбор Уордена. Он придумывает и нагромождает друг на друга фриков и чудиков, рассчитывая, что забавные персонажи в исполнении неплохих актёров сами по себе создадут комический эффект. И действительно, самым смешным в фильме оказываются совершенно отбитые диалоги, пестрящие ударными остротами.
Однако из-за неровной интонации и недостатка единой концепции фильм буквально разваливается на части. В нём чувствуется неуверенная рука режиссёра-дебютанта. Увлёкшись сценарными ходами, Уорден забывает о главном: темпоритме и саспенсе — основных инструментах контроля зрительского внимания. Вся съёмочная команда — актёры, оператор и композитор — оказываются предоставлены сами себе и развлекаются как могут.
Николсон копирует своего знаменитого отца Джека. Его Пол напоминает героя из «Сияния», но с уклоном в романтическую комедию. Уивинг включает обаяние «королевы крика» и играет звезду, которую мало чем удивишь. Эрик Дэйн в роли телохранителя выдаёт безупречную рыцарскую партию настоящего мужчины, на которого всегда можно положиться. А Джимми Фэйлс пытается продемонстрировать иную сторону маскулинности — уязвимую и жертвенную. Актёры сильно стараются, но всё получается у них невпопад.
Не отстаёт и команда за кадром. Композитор один за другим чередует хиты 90‑х и добавляет в пару сцен тревожную музыку. Оператор тоже отрывается на полную катушку, задействуя весь арсенал знаний из киношколы. Он выбирает самые интересные и нестандартные ракурсы: снимает то с верхней точки, то с нижней, то крепит камеру на дверцу автомобиля, чтобы она красиво запечатлела садящегося в него героя. А ещё использует общий план, сверхкрупный, акцентирование на детали, даже инверсную съёмку, но всё это не выстраивается в единый стиль.
Визуальные решения служат только двум целям: усложнить зрительское восприятие и рассеять внимание. Ради них старается и Уорден-сценарист, задействуя нелинейное повествование. Он то замедляет, то ускоряет ход времени, чтобы хоть как-то поспеть за всеми своими героями.
В фильме чувствуется влияние ироничных хорроров Ари Астера и Тая Уэста. Но герои «Ночи с психопатом» напоминают скорее персонажей странного мультфильма, в котором детская прямолинейность мешается с неподдельной жестокостью. Как если бы Микки Маус угодил в фильм «Крик». Картина превращается в череду скетчей комедийного шоу вроде SNL — нервным и неровным подражанием другим, более успешным представителям жанра.
Хорошие режиссёрские задумки есть, но их маловато
Несмотря на множество проблем, в фильме хватает оригинальных находок и нестандартных решений. Кульминационная сцена и вовсе отличная: с хорошим темпом и неплохими шутками. Но доберётся до неё только тот зритель, которому не наскучил полуторачасовой сумбур на экране.
Есть и прекрасный эпизод с полицейским, который готовится к прослушиванию. Во время патрулирования округи он вдруг начинает репетировать партию для мюзикла. Камера в этот момент занимает место зрителя этого спектакля. Необязательный эпизод добавляет красок портрету города, где каждый житель мечтает стать звездой.
Другая интересная деталь: Пол в очень зловещей манере произносит фразу «Ку-ку». Режиссёр вроде Осгуда Перкинса мог бы превратить это в пугающую фишку персонажа, Уорден же просто забывает о ней через две сцены.
Герои фильма часто употребляют по отношению к Полу и его психологическому состоянию слово «запутался»: из-за болезни он часто даже не может отличить Софию, объект своей одержимости, от других людей. Кажется, то же самое произошло и с фильмом. Режиссёр явно запутался и не смог отличить набор разнородных сценарных и операторских фокусов от авторского стиля. «Ночь с психопатом» больше всего напоминает мозаику, в которой не хватает половины пазлов — выглядит забавно, но в единую картину не складывается.
Рецензии на недавние новинки 🔥Полное безумие! Рецензия на «Minecraft в кино» — чуть ли не главный хит этого годаБолее трогательный и менее фантастический. Удался ли новый сезон «Чёрного зеркала» «Гангстерленд» — типичный криминальный сериал от Гая Ричи c Томом Харди — решалойЯ вам запрещаю красть детей! В фильме «Мастер» Джейсон Стэйтем опять наводит порядокОбложка: кадр из фильма «Ночь с психопатом»